Из магистерской диссертации Д.С. Куляницы «Теософия Е.П. Блаватской и Серебряный век: Осмысление в трудах Вл.С. Соловьева и Н.А. Бердяева». Москва: РГГУ, 2014.
В статье показаны многочисленные и малоизвестные пересечения судеб Вл.С. Соловьева и Е.П. Блаватской. Это и дружба Соловьева с Александром Аксаковым, известным исследователем спиритизма, на протяжении почти десяти лет являвшегося членом Теософского общества, и тесное общение с дядей Блаватской Ростиславом Фадеевым в Каире в 1875 году, и ряд других важных свидетельств. Малоизвестным фактом является то, что Соловьев был подписчиком журнала «The Theosophist» на протяжении одного-двух лет. Сделано предположение, что критические статьи Блаватской о спиритизме и его вреде для человека, опубликованные в издаваемом Блаватской журнале «The Theosophist», на который был подписан Соловьев, могли повлиять на его отрицательное отношение к спиритизму. Впервые рассмотрено восприятия Соловьевым теософии Блаватской как нео-буддизма не в отрыве от его мировоззрения, как это было в работах других исследователей, а сквозь призму его концепции развития религиозной истины. Также были сделаны сопоставления ряда положений учений Соловьева и Блаватской и показана их концептуальная близость. Это такие идеи, как целенаправленная духовная эволюция человечества, идея Всеединства, и, может быть, самое главное – показано, что концепция свободной теософии Соловьева, сформулированная им в «Философии цельного знания» и заключавшаяся в органическом синтезе религии, философии и науки, оказалась практически в полной мере созвучной теософскому подходу Блаватской, наиболее ярко выраженному в ее «Тайной Доктрине».